Участие СССР в космической
гонке привело к тому, что при создании корабля Восток
был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые
компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1)
системы аварийного спасения на старте, 2) системы мягкой посадки корабля. Кроме
того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана
дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при
запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в
течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние
слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы
жизнеобеспечения.
Старт корабля «Восток-1» был произведён
12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур;
позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель
Восток
проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система
радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение
двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но
корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей)
оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью
«аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50
дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи
карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот
моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и
прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он
записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как
человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена
специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не
попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему
надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом,
набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева
проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет
на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в
атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.
Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в
условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль
вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а
команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый
аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил
по баллистистической
траектории (как и у остальных космических
кораблей серий Восток
и Восход),
то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было
пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась
обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов),
по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала
потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался,
после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой
же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).
После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в
герметичном скафандре
Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный
воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте
оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла
хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и
приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте
корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый
аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда,
а в Саратовской
области, неподалёку от Энгельса
в районе села Смеловка.
В 10:48 радар близлежащего
ракетно-зенитного дивизиона засёк неопознанную цель — это был спускаемый
аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за
«контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена
лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту
событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных
взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение
части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу
передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую
себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
|